Методика эвристического обучения – простор для творчества и открытые горизонты для каждого

Состоялся семинар по повышению профессионального мастерства преподавателей.

В работе семинаре приняли участие первый заместитель начальника академии, начальники факультетов, руководство кафедр, начальник учебно-методического управления, профессорско-преподавательский состав кафедр, сотрудники учебно-методического управления и все интересующиеся вопросами организации и совершенствования образовательного процесса.

Открывая работу семинара, первый заместитель начальника Алексей Башан обратил внимание участников на то, что запросы современного общества ориентированы на подготовку не только высококвалифицированого специалиста, но и воспитание человека творческого, креативного, умеющего находить нестандартные решения различных задач. Отсюда возникает необходимость смещения акцента в образовании с привычного пассивного получения готовых знаний к их активному усвоению обучающимися. Все более востребованными становятся методики развивающего, креативного, эвристического обучения.

Старший преподаватель-методист отдела методического обеспечения образовательного процесса учебно-методического управления Елена Сувалова отметила, что эвристические методы обучения не являются terra incognita для Академии. Как показал небольшой блиц-опрос при подготовке семинара, многие преподаватели Академии успешно используют эвристические методы и приемы на своих занятиях. Поэтому целью семинара было систематизировать опыт применения данной методики и показать новые возможности ее использования.

В самом общем виде, эвристическое обучение – это обучение, направленное на самостоятельное нахождение обучающимися ответов на поставленные педагогом вопросы.

Эвристические формы учебных занятий весьма разнообразны, это эвристические лекции и семинары, эвристические беседы, погружения, деловые игры, олимпиады, конференции, научные и творческие межпредметные недели, очные и дистанционные проекты и многие другие.

Несмотря на многообразие форм эвристических занятий все они имеют определенную структуру:

В рамках эвристического обучения результат творческой деятельности обучающегося непредсказуем, так как он полностью зависит от его базовых знаний и личностных качеств. Такой простор для индивидуального творчества обусловлен, в том числе, и широким выбором методов эвристического обучения – креативных, когнитивных, оргдеятельностных.

Участники семинара поделились опытом проведения эвристических занятий в разных условиях и с разными категориями обучающихся.

Начальник кафедры расследования преступлений следственно-экспертного факультета Татьяна Щерба и старший преподаватель кафедры криминалистики Егор Лемешко продемонстрировали эффективность применения эвристических методов и приемов на практических занятиях с курсантами. А Елена Мисун, начальник кафедры психологии и педагогики, поделилась опытом организации эвристического занятия на факультете повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров, то есть с людьми взрослыми, имеющими высшее образование и собственный жизненный опыт. И курсанты, и слушатели с энтузиазмом воспринимают такую форму обучения, им нравится возможность проявить творческую активность и креативность, это приводит к формированию у каждого обучающегося собственного смысла и наполнения образовательного процесса, т.е. личной мотивации к обучению.

В завершении семинара в лучших традициях эвристического обучения преподаватели применили методику рефлексии и поучаствовали в небольшом исследовании по теме «Методика эвристического обучения в Академии МВД». Результаты исследования подтвердили творческий дух наших преподавателей и их готовность совершенствовать свое профессиональное мастерство.

 

Елена Сувалова

отдел методического обеспечения образовательного процесса

 

Новостной калейдоскоп