Повышение профессионального мастерства преподавателей
Проведение научных исследований по педагогике высшей школы
Проведение научных исследований по педагогике высшей школы в форме педагогического эксперимента и обобщения педагогического опыта способствует педагогическому творчеству, внесению инновационных изменений в методику преподавания, совершенствует навыки взаимодействия с обучающимися.
Педагогический контроль
инструмент, позволяющий не только оценить, но и усовершенствовать эффективность труда, как отдельного сотрудника, так и всей кафедры на основе проведенного анализа и внедрения в образовательную деятельность прогрессивного педагогического опыта.
Методическая кладовая
Беседа. Сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить обучающихся к актуализации уже известных им знаний и достичь усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. Подготовка к беседе заключается, прежде всего, в подборе вопросов, которые ставятся перед аудиторией в определенной последовательности. Вопросы должны иметь логическую связь между собой, соответствовать уровню развития обучающихся. Не следует также задавать «подсказывающих», «двойных» или альтернативных вопросов. Беседа начинается с постановки вопроса перед всей группой. Затем делается пауза, чтобы у аудитории было время на его обдумывание. Успех беседы зависит от контакта с аудиторией. Обучающемуся, который ответил неправильно, предлагается самому обнаружить неточность, и лишь после того как он не сумеет это сделать, призывают на помощь товарищей. Слабых обучающихся опрашивают чаще, давая возможность всем остальным исправлять неточные ответы.
Беседа сократовская − развернутое рассмотрение множества вариантов решений при большом разнообразии условий с целью принятия единого принципиального решения по мировоззренческой проблеме. Сократовский метод, как известно, состоял в предъявлении ученикам системы вопросов, последовательные ответы на которые приводят к истине. Проблемный вопрос обрастает большим количеством частных вопросов, ведущих к общему ответу. Но ответ не формулируется − каждый участник беседы делает для себя выбор, хотя не исключено, что данный выбор обсуждается гласно.
Бинарная лекция – это разновидность лекции в форме диалога двух преподавателей. Во время лекции моделируются разнообразные профессиональные ситуации, обсуждаются теоретические вопросы с разных позиций двумя специалистами, например представителями двух научных школ, теоретиком и практиком, сторонником и противником какой-то концепции и т.д. Наличие двух источников информации вынуждает обучающихся сравнивать разные точки зрения, присоединяться к одной из них или вырабатывать свою. Чтение бинарной лекции может базироваться не только на «контрасте», но и на взаимодополнении преподавателей. Подготовка к лекция предполагает написание согласованного сценария, основными элементами которого являются: проблематика высказываний, роль каждого из преподавателей, прогноз того, что может сказать аудитория.
Брейн-ринг − интеллектуальная игра, способствующая развитию творческих, познавательных способностей обучающихся, логике мышления, популяризации знаний по разным отраслям науки и культуры. Правила заимствованы из одноименной телеигры, основанной на принципах состязательности команд в сообразительности и быстроте реакции при ответе.
«Вставьте слово» - блиц-игра. Участникам игры выдаются карточки с текстом, в которых необходимо вставить пропущенные ключевые слова или словосочетания.
Например:
- Юридическое лицо – это …, которая имеет обособленное … и отвечает им по своим …, может от своего имени приобретать и осуществлять … … и нести гражданские обязанности, быть истцом и …. в суде (организация, имущество, обязательствам, гражданские права, ответчиком).
- Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение … в качестве основной … своей деятельности (… организации) либо не имеющие … прибыли в качестве такой … и не распределяющие полученную … между … (… организации) (прибыли, цели, коммерческие, извлечение, цели, прибыль, участниками, некоммерческие).
«Верные-неверные утверждения»
Этот прием может быть использован в начале занятия. Обучающиеся, выбирая "верные утверждения" из предложенных преподавателем, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). Затем просьба к обучающимся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим обучающихся оценить их достоверность, используя полученную на занятии информацию.
Таблица «Верные - неверные утверждения» - универсальный прием технологии развития критического мышления, позволяющий работать с любыми видами текста.
Работа с этим приемом может быть оформлена в таблицу «Верные - неверные утверждения»
Утверждения |
До |
После |
|
чтения текста |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Попросите обучающихся установить, верны ли данные утверждения. Если он согласен с предложенным утверждением, мы просим его поставить в графе «До чтения текста» знак «+», если не согласен - «-».
После знакомства с основной информацией (лекция по данной теме) возвращаемся к данным утверждениям и просим обучающихся оценить их достоверность, используя полученную на занятии информацию, и заполнить графу таблицы «После чтения текста». Можно расширить задание на стадии рефлексии, попросив обучающихся дополнить список утверждений, которые могли бы стать основой таблицы, если бы преподавателем были они сами. Таким образом, мы усилим рефлексивные умения обучающихся.
«Делай так, как я» – метод репродуктивного характера предполагает выполнение обучающимися после инструктажа действий, заданий, упражнений по строгому образцу, который демонстрирует преподаватель, т.е. копирование. Он предназначен для формирования умений и навыков точного типа.
Деловая игра – метод активного обучения, воссоздающий предметное и социальное содержание профессиональной деятельности, моделирование характерных систем отношений. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария. В его содержание входят: цели занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц. Каждая игра включает несколько этапов: подготовки к игре, проведения игры, анализа игры. На этапе подготовки к игре раздаются инструкции игрокам и необходимые информационно-аналитические материалы, формируются игровые группы и распределяются роли, назначаются руководители игровых групп. На этапе проведения игры обучающиеся выполняют игровую задачу, вырабатывают решения по указанной проблеме. Деловые игры могут завершаться разработкой проектов, составлением правоприменительных актов (решений по делу). На этапе анализа игры происходит подведение итогов и оценивание деятельности обучающихся преподавателем; осмысление обучающимися полученных знаний и опыта (рефлексия).
Дерево решений. Эта методика является одновременно и учебным, и рабочим инструментом юриста. Он работает с проблемными, нестабильными, конфликтными ситуациями, часто в условиях недостаточности и недостоверности информации, но при этом со множеством вариантов поведения субъектов. Построение дерева решений - простой практический способ взвесить преимущества и недостатки различных вариантов. Дерево решений для трех вариантов могло бы выглядеть следующим образом:
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Вариант 3 |
|||
Плюсы |
Минусы |
Плюсы |
Минусы |
Плюсы |
Минусы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дискуссия - Преподаватель делит группу на две-три подгруппы. Каждая подгруппа выбирает ведущего. Затем объявляется состав экспертной группы (два-три человека). Дискуссия в подгруппах занимает около 30 минут. Слушатели осмысливают проблему и намечают пути ее решения. Затем каждый предлагает свой вариант ответа, обсуждаются высказанные мнения и разрабатывается модель решения поставленной проблемы. Члены экспертной группы также готовят свой вариант решения. Преподаватель фиксирует активность участия слушателей в обсуждении проблемы. Выступления ведущих подгрупп составляют 15-20 минут. Ведущие сообщают о результатах обсуждения постановочных вопросов и проблемы в целом. В это время руководитель занятия и члены экспертной группы фиксируют все предложения и варианты решений. Экспертная группа обобщает высказанные в ходе выступлений ведущих подгрупп предложения и на основе их формулирует выводы. В обсуждении участвуют все желающие.
«Дискуссионные качели». Этот метод обучения проводится в форме ритмичного чередования суждений по предложенной теме: как на качелях, два партнера обеспечивают взлет вверх за счет поочередных толчков - «бросков» своей мысли. Группы или два человека располагаются друг против друга. При произнесении ведущим вопроса (он может быть знаком участникам) «качели начинают раскачиваться».
Займи позицию. Этот метод помогает выявить имеющиеся мнения, увидеть сторонников и противников той или иной позиции, начать аргументированное обсуждение вопроса. Обсуждение можно начать с постановки дискуссионного вопроса, например: «Вы за или против отмены стадии возбуждения уголовного дела?». Все участники, подумав над вопросом, должны занять позицию, т. е. подойти к одной из четырех табличек «Абсолютно за», «Абсолютно против», «Скорее за», «Скорее против», размещенных в разных частях аудитории.
Можно вместо дискуссионного вопроса сформулировать дискуссионное утверждение, например: «Необходимо отменить стадию возбуждения уголовного дела», а затем также попросить занять позицию в соответствии со своим отношением к данному утверждению: «Полностью согласен», «Полностью не согласен», «Скорее согласен», «Скорее не согласен».
Заняв позиции, участники обмениваются мнениями по дискуссионной проблеме, уточняя свою позицию (например, «Я против отмены стадии возбуждения уголовного дела, но за расширение перечня следственных и иных процессуальных действий, которые могут проводится до возбуждения уголовного дела») и приводя аргументы в поддержку своей позиции (например, «Я против отмены стадии возбуждения уголовного дела, так как это создаст предпосылки к нарушению прав граждан»). Представители разных позиций выступают по очереди, при этом любой участник может свободно поменять позицию под влиянием убедительных аргументов.
Интеллектуальная разминка на лекции. Ее целью является приведение обучающихся в активное «стартовое» состояние за счет актуализации имеющихся знаний, обмена мнениями и выработки общей позиции. Преподаватель имеет возможность определить уровень подготовленности аудитории к дальнейшей работе по наращиванию знаний. Интеллектуальная разминка идет в быстром темпе экспресс-опроса. Преподаватель обращается к слушателям с вопросами, на которые те должны дать краткий, конкретный ответ.
Интерактивная игра. В интерактивной игре, как и в ролевой, участникам предлагается ситуация, но вместо конкретных ролей им даются лишь инструкции, каким образом им следует действовать. Не обязательно, чтобы предлагаемая ситуация напоминала жизненную, достаточно, если она будет заключать в себе какую-либо проблему, которую следует решить.
Перед участниками ставится цель, которую они должны стремиться достичь в ходе игры, например, набрать наибольшее количество очков. При отсутствии цели игра будет восприниматься не серьезно, а игровая ситуация приобретет элемент искусственности и не даст нужного эффекта.
Информационная лекция ориентирована на изложение и объяснение обучающимся научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Основным признаком информационной лекции является простой способ передачи готовых знаний учащимся через монологическую форму общения. Структура лекции обычно состоит из трех частей: введения, основной части и заключения. Данная форма лекции имеет ряд недостатков: пассивность обучения – аудитория минимально вовлечена в процесс работы над информацией; отсутствие обратной связи затрудняет оценку того, что усвоила аудитория.
Конференция. Главное требование, предъявляемое к конференции, − это отражение в ее содержании наиболее актуальных проблем современности. Работа по подготовке конференции предусматривает несколько этапов: определение темы конференции; составление программы конференции и определение тематики докладов; написание рефератов и выставление их на конкурс, выбор докладчиков среди авторов лучших рефератов − заслушивание трех-четырех докладов; обсуждение докладов, подведение итогов.
«Круглый стол». В основе метода лежит идея коллективного обсуждения проблем в профессиональной сфере, творческих инициатив и обмена опытом. Ходом дискуссии руководит модератор, владеющий искусством создания доверительной атмосферы и методом наращивания информации. В качестве участников «круглого стола» могут присутствовать приглашенные специалисты. Необходимыми атрибутами «круглого стола» являются: симметричное расположение рабочих мест для того, чтобы участники встречи могли видеть друг друга; введение в практику принципа «свободного микрофона»; создание фонда вопросов, на которые должны ответить его участники. Проведение целесообразно начать со вступительного слова преподавателя (тема, основные проблемы занятия, представление аудитории приглашенных участников круглого стола, порядок работы). Затем приглашенным специалистам либо заранее подготовленным слушателям предоставляется слово для кратких сообщений по различным аспектам обсуждаемой темы. После завершения обсуждения подводятся итоги работы, высказываются пожелания участникам и присутствующим. Подготовка к «круглому столу» заключается в разработке сценария, позволяющего избежать спонтанности и хаотичности.
Лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала средствами компьютерной техники. Чтение такой лекции сводится к развернутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов (натуральных объектов – людей в их действиях и поступках, в общении и в разговоре; картин, рисунков, фотографий, слайдов; символических, в виде схем, графиков, моделей), полностью раскрывающих тему данной лекции. Подготовка лекции-визуализации преподавателем состоит в перекодировании, переконструировании учебной информации по теме лекционного занятия в визуальную форму. Лекцию-визуализацию лучше использовать на этапе введения обучающихся в новый раздел, тему или дисциплину. Возникающая при этом проблемная ситуация создает психологическую установку на изучение материала. Лекция с заранее запланированными ошибками рассчитана на стимулирование обучающихся к постоянному контролю предлагаемой информации. Задача обучающихся состоит в том, чтобы по ходу лекции отмечать в конспекте замеченные ошибки и назвать их в конце лекции. На разбор ошибок отводится 10-15 минут. В конце лекции проводится диагностика обучающихся и разбор сделанных ошибок. В ходе разбора даются правильные ответы на вопросы – преподавателем, обучающимися или совместно.
Лекцию с запланированными ошибками лучше проводить в завершение темы или раздела учебной дисциплины, когда у обучающихся уже сформированы основные понятия и представления. Лекцию проблемного характера отличает то, что новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. Процесс познания обучающихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Новое знание вносится как неизвестное для обучающихся. В течение лекции мышление обучающихся «запускается» с помощью создания преподавателем проблемной ситуации, так называемого «интеллектуального затруднения». Далее лекция выстраивается как диалог. Структура проблемной лекции предполагает: создание проблемной ситуации через постановку учебных проблем; конкретизация учебных проблем, выдвижение гипотез по их решению; формулировка выводов; подведение к новым противоречиям; вопросы (письменные задания) для обратной связи, помогающие корректировать умственную деятельность обучающихся на лекции. Лекция-пресс-конференция. Назвав тему лекции, преподаватель просит обучающихся письменно задать ему вопросы по данной теме. Каждый обучающийся должен в течение 2-3 минут сформулировать наиболее интересующий его вопрос, написать на бумажке и передать преподавателю. Затем лектор в течение 3-5 минут сортирует вопросы по их смысловому содержанию и начинает читать лекцию. Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражения знаний и интересов обучающихся. Лекция-консультация может проходить по разным сценариям. Первый вариант осуществляется по типу «вопросы – ответы». Лектор отвечает в течение лекционного времени на вопросы обучающихся по всему разделу или всему курсу. Второй вариант такой лекции, представляемой по типу «вопросы – ответы – дискуссия», является трояким сочетанием: изложение новой учебной информации лектором, постановка вопросов и организация дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы.
Лекция-беседа, или «диалог с аудиторией» предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией, привлекает внимание обучающихся к наиболее важным вопросам темы, определяет содержание и темп изложения учебного материала с учетом особенностей обучающихся. Вопросы лектора к аудитории могут быть информационного и проблемного характера, для выяснения мнений и уровня осведомленности обучающихся по рассматриваемой теме, степени их готовности к восприятию последующего материала. Для экономии времени вопросы рекомендуется формулировать так, чтобы на них можно было давать однозначные ответы. Во время проведения лекции-беседы преподаватель должен следить, чтобы задаваемые вопросы не оставались без ответов. Лекция-дискуссия. В отличие от лекции-беседы при проведении лекции-дискуссии преподаватель не только использует ответы обучающихся на свои вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами. Преподаватель управляет коллективным мнением группы, использует его в целях убеждения, преодолевая негативные установки и ошибочные мнения некоторых обучающихся. По ходу лекции-дискуссии преподаватель может приводить отдельные примеры в виде ситуаций или кратко сформулированных проблем, которые предлагает обсудить, затем проводит краткий анализ, делает выводы и лекция продолжается.
Лекция с опорным конспектированием. Опорный конспект - это наглядная структурно-логическая схема, с помощью которой в свернутом виде подается учебный материал с учетом существенных связей и взаимоотношений. Дидактическая сущность опорного конспекта определяется системой ключевых слов или фраз, аббревиатур, рисунков, графиков, условных знаков или других средств кодирования, которые позволяют быстро освоить и воспроизвести содержание изученного материала. Перед началом лекции обучающиеся обеспечиваются основой опорного конспекта, который дополняют в процессе чтения лекции своими заметками и комментариями.
Лекция с разбором конкретных ситуаций по форме аналогична лекции-дискуссии, однако, на обсуждение преподаватель выносит не задачу, а конкретную проблемную ситуацию. Обучающиеся анализируют и обсуждают ее всей аудиторией. Преподаватель руководит и направляет процесс обсуждения, используя дополнительные и наводящие вопросы, вопросы - провокации, стараясь подвести аудиторию к правильному коллективному выводу или обобщению.
Мастер-класс - передача обучающимся мастером (авторитетным и опытным специалистом) опыта, мастерства, искусства чаще всего путем прямого и комментированного показа приемов работы. Под мастерством обычно понимается умение исполнять какое-то дело наилучшим образом.
Мозговая атака (мозговой штурм). На занятии обучающиеся высказывают любые идеи, мнения и предложения по существу обсуждаемой темы с последующей их оценкой и выбором лучшего варианта решения. Организация мозговой атаки включает в себя выбор темы или задач, требующих решения, определение условий и основных правил коллективного творчества, создание рабочих групп - генераторов идей (оптимальный состав 5-10 человек), назначение группы экспертов (3-5 человек) для оценки и отбора лучших идей. В течение 20-25 минут участники поочередно высказывают свои суждения, а группа экспертов фиксирует на бумаге выдвигаемые идеи. Полученные результаты доводятся до всей учебной группы. Возможны комментарии и публичная защита отобранных экспертами идей. Преподаватель предлагает механизм принятия коллективного решения (голосованием или иным способом).
Открытая кафедра. Участники мысленно представляют, что перед ними стоит кафедра, с которой можно сказать свое слово всему миру, высказать свое мнение о сущности современных социальных, политических, экономических событий. При этом обучающийся может выступать от своего имени или выбрать для себя любую роль: президента, депутата, директора учебного заведения, предприятия.
«Парламентские дебаты» - соревнование в находчивости, умении аргументировать свою точку зрения, лаконично говоить, напоминающее дебаты в палате парламента. По два игрока от команд правительства и оппозиции рассматривают тему предложенную в палате. На каждый раунд предлагается новая тема. Дебатами руководит спикер палаты, который выполняет функцию судьи во время раунда. Премьер-министр объявляет тему, называет ключевые слова, задает тон игре и определяет направление, в котором будет проходить игра. Побеждает та команда, игроки которой логически быстро мыслят, грамотно высказывают свое мнение.
«Попс-формула». Она может помочь начинающим юристам аргументировать свою позицию в дискуссии, в публичном выступлении. Попс-формулу используют для обучения тому, как сформулировать и представить свое мнение в четкой и краткой форме. Краткое выступление в соответствии с попс-формулой состоит из четырех элементов:
П - позиция (в чем заключается ваша точка зрения) - я считаю, что...;
О - обоснование (на чем вы основываетесь) - потому, что...;
П - пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) - ...например...;
С - следствие (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции) - ...поэтому...
В таком выступлении, состоящем из двух - четырех предложений, необходимо ясно заявить и повторить (в выводе) свою позицию, приводя только один аргумент, но четко сформулированный и проиллюстрированный. Выступление с использованием «попс-формулы» занимает 1-2 минуты. Ее удобно использовать в ситуации, когда время, отпущенное на дискуссию, ограничено.
Практический метод. Отличительной чертой этого метода является применение обучающимися полученных знаний при решении практических задач. Этот метод выполняет функцию углубления знаний, умений, а также способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной деятельности. Выделяют пять этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность обучающихся на практическом занятии: 1. Объяснение преподавателя. 2. Показ. Этап инструктажа. 3. Проба. Этап, на котором два-три обучающихся выполняют работу, а остальные наблюдают и под руководством преподавателя делают замечания, если в процессе работы допускается ошибка. 4. Выполнение работы. Этап, на котором особое внимание уделяется тем обучающимся, кто плохо справляется с заданием. 5. Контроль. Работы обучающихся принимаются и оцениваются.
Работа в малых группах предполагает объединение обучающихся в подгруппы (малые группы) для совместного выполнения заданий. Работа в малых группах способствует развитию навыков сотрудничества, межличностного общения (в частности, овладению приемами активного слушания, выработки общего решения, разрешения возникающих разногласий). Именно в малых группах обучающиеся получают больше внимания от преподавателя, испытывают чувство общности и дружественной конкуренции.
К групповой работе следует приучать обучающихся постепенно. Стоит начинать с малых групп из двух-трех участников. По мере освоения правил работы можно увеличивать их количество до пяти - семи человек, расширяя диапазон возможностей, опыта и навыков участников. Чем больше образовано групп, тем больше времени потребуется на представление результатов групповой работы. В одной группе рекомендуется объединять участников с разным уровнем подготовки, что стимулирует интенсивный обмен идеями, позволяет рассмотреть проблему с разных сторон. Приобретению навыков работы в малых группах способствует выбор «наблюдателей», которые будут анализировать индивидуальное поведение членов группы, определять, как они справляются с возникающими по ходу работы проблемами.
Решение задач. Цель метода – научить обучающихся переносить знания в другие условия и применять их на практике, развивать аналитическое мышление, формировать способность поиска выхода из конфликтной или нестандартной ситуации, развивать умения профессиональной деятельности. Преподаватель, применяющий данный метод, излагает и поясняет правила решения задачи, затем является консультантом и руководителем познавательной деятельности обучающихся. От последних требуется высокая степень активности. Метод используется на практических занятиях. При выполнении лабораторных работ он может применяться самостоятельно или в комбинации с другими методами (упражнениями, наблюдениями, опытами). Обращаться к нему можно также на лекциях и семинарских занятиях.
Ролевая игра (разыгрывание ролей) − метод обучения, основная цель которого – обучение специалистов межличностному общению и взаимодействию в условиях совместной профессиональной деятельности. Компонентами ролевой игры являются: роль, исходная ситуация и ролевые действия. Роли бывают социальные (профессиональные, социально-демографические) и межличностные (лидер, друг, соперник). Небольшая по объему исходная ситуация напоминает драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. При подготовке к ролевой игре участники получают общее описание своих ролей, на основе которого готовят индивидуальное ролевое задание. Преподаватель доводит обучающимся инструкции по выполнению ролевых действий, а при необходимости демонстрирует их. Обучающимся необходимо осознать исходную ситуацию и воспроизвести ролевые действия (вербальные или невербальные) в ролевой игре. Ролевая игра управляема, ее учебный характер четко осознается преподавателем. Он критикует игровые действия обучающихся, предоставляет возможность повтора. Несмотря на четкие правила игры, в ней обязательно присутствует элемент неожиданности, способствующий закреплению навыка.
Семинарское занятие «состязание - турнир». Преподаватель делит группу на несколько подгрупп, в каждой из которых по предложению обучающихся или по усмотрению преподавателя выбирается наиболее сильный по знаниям обучающийся - капитан. Подгруппы последовательно отвечают на вопросы преподавателя, на обдумывание каждого из которых дается 0,5 минуты. Капитан первой подгруппы назначает обучающегося, который должен четко и лаконично дать соответствующий ответ. Если он отвечает неправильно или неполно, ответ дает сам капитан. Если и капитан ошибается, на вопрос в том же порядке отвечает вторая подгруппа, а при необходимости - и третья. Следующий вопрос задается второй подгруппе, а «помогают» соответственно первая, а затем третья подгруппа.
Семинарское занятие - дискуссия.
Вариант № 1. Группа делится на подгруппы, которые обсуждают какой-либо вопрос, потом вся группа обсуждает решения, принятые в подгруппах. В этом могут участвовать как выявившиеся в подгруппах лидеры, так и все остальные.
Вариант № 2. Первоначально обучающиеся проводят примерно 5 минут, работая индивидуально и подготавливая письменно 2-3 вопроса по самостоятельно изученному материалу, затем они образуют пары, в которых эти вопросы обсуждаются. Через 10 минут пары образуют малые группы по 4-6 человек, которые продолжают дискуссию примерно 20 минут. Оставшееся время отводится для общегрупповой дискуссии и подведения итогов преподавателем.
Вариант № 3. Он отличается от второго только тем, что «стартом» для дискуссии служит короткое сообщение одного из обучающихся.
Вариант № 4. Начало дискуссии закладывается изучением материала, предложенного преподавателем. Это могут быть серия слайдов, фрагмент фильма, размноженный вариант статьи и т. д. Примерно через 15 минут начинается общее обсуждение.
Вариант № 5. Традиционный мозговой штурм. Ставится проблема, без обсуждения и критики и как можно быстрее участниками предлагается несколько вариантов решений, которые записываются на доске. Когда все идеи уже зафиксированы, начинается их анализ с учетом всех «за» и «против».
Вариант № 6 - «Спор рядов». Группа обучающихся делится на три ряда. В среднем целесообразно оставить нечетное количество человек. Они будут судьями. В двух крайних рядах количество курсантов должно быть одинаковым. Равными (по оценке преподавателя) должны быть и интеллектуальные возможности крайних рядов. Занятие начинается с того, что преподаватель формулирует правила проведения семинарского занятия.
Задача каждого из крайних рядов - доказать судьям, что отстаиваемые ими взгляды более приемлемы. Они должны всеми силами поддержать своих докладчиков (лидеров) и находить контраргументы против другой стороны Судьи должны, выслушав соображения каждого из крайних рядов, разобраться в сложившейся ситуации и определить, чья аргументация заслуживает большего доверия. Судьи могут прерывать выступающих, призывать к порядку.
Итог семинарского занятия - тайное (на отдельных листочках) голосование судей в конце семинарского занятия. Результаты голосования объявляет преподаватель.
Вариант №7. «Преподаватель против обучающихся». Специального задания для самостоятельной работы к такому игровому занятию не требуется. Нет во время семинарского занятия и осознания (со стороны обучающихся) наличия игровой ситуации. Более того, обучающиеся должны быть всерьез убеждены, что они вот-вот убедят преподавателя в правильности своих взглядов и найдут решающие аргументы.
Суть семинарского занятия состоит в том, что курсанты стремятся найти правильную формулировку принципа (закона, категории), а преподаватель против каждой выдвигаемой формулировки выставляет контраргумент. Роль преподавателя - возражать и, не останавливаясь, приводить как можно больше примеров. Если курсанты «выдыхаются», надо помогать им и давать новые идеи. Заключительное слово преподавателя в конце семинарского занятия также должно побуждать курсантов к дальнейшим самостоятельным размышлениям.
Вариант №8. «Обучающиеся против преподавателя». Преподаватель начинает семинарское занятие с того, что предлагает каждому ряду (допустим, их три) сформулировать несколько вопросов по интересующим их проблемам, а затем в течение всего занятия отвечает на эти вопросы. Оптимальное количество вопросов - шесть. Чтобы каждому ряду коллективно сформулировать такие вопросы, отводится 10-15 минут. Затем представители рядов записывают их на доске, разделенной на три части. Здесь уже элемент соревнования, ибо каждый ряд стремится задать вопросы лучше соседей. Преподаватель помогает находить точные формулировки вопросов.
Самое важное для преподавателя при проведении занятий такого типа − это умение настраиваться, быть уверенным, что он сможет ответить на любой вопрос и действительно суметь воспользоваться при ответах своими знаниями. Любая неточность, сбой в логических рассуждениях снижают эффект занятия. Кроме того, преподаватель не должен бояться выхода за пределы учебных тем, ибо это занятие задумано как резюмирующее, и его роль - отработка мировоззренческого представления обучающихся.
Вариант №9. «Игровая контрольная». Семинарское занятие проходит в виде сжатого, стремительного опроса: ответы краткие, опрашиваются все обучающиеся, желательно не по одному разу.
В начале занятия преподаватель объявляет, что в конце семинарского занятия будет контрольная работа, состоящая из 5 вопросов, чтобы присутствующие внимательно следили за ответами. За 10-15 минут до конца занятия преподаватель предлагает записать вопросы.
Ключевой момент игровой контрольной - подведение ее итогов. После написания контрольной преподаватель объявляет, что сейчас он даст правильные ответы на все вопросы. Те, у кого ответы совпадают с данными преподавателя, ставят себе плюс, у кого отличаются - минус. Спорные случаи сразу же обсуждаются. Затем обучающиеся называют свою сумму баллов (плюсов), а преподаватель записывает их.
Задача контрольной в том, чтобы каждый обучающийся, написав контрольную и назвав сумму баллов вслух, тем самым довел ее до сведения окружающих, показав свой уровень знаний. Таким образом, контрольная превращается в игру, не теряя при этом своей учебной значимости.
Семинарское занятие - исследование. Занятие посвящено исследованию проблемы (проблем), не получившей всестороннего освещения в литературе, но вместе с тем имеющей большое значение для профессиональной деятельности специалиста.
Методика такого семинарского занятия различается в зависимости от того, какой метод положен в его основу: семинарское занятие с подготовкой и заслушиванием рефератов по актуальным проблемам теории и практики и последующим их обсуждением; семинарское занятие с использованием метода «мозгового штурма». Работа в рамках второго метода проводится в несколько этапов: подготовка, проведение штурма (выдвижение идей), оценка и отбор идей, проработка и развитие наиболее ценных идей. Общее руководство работой на всех этапах осуществляет ведущий - специалист, компетентный не только в области решаемых задач, но и в психологии малых групп.
На этапе подготовки формулируется проблема, осуществляется выбор участников поисковой группы. Это генераторы - люди, обладающие богатым творческим воображением, фантазией, и эксперты - люди с аналитическим складом мышления, квалифицированные специалисты. Под руководством ведущего генераторы проводят сессию выдвижения идей, а затем эксперты оценивают эти идеи. Работа в роли генератора требует специфических навыков, соблюдения ряда правил. Наиболее известны и важны следующие: запрет критики, запрет обоснования выдвигаемых идей, поощрение выдвижения любых идей, в том числе фантастических, нереальных и пр. Процесс генерации происходит, как правило, в течение 20-30 минут.
Семинарское занятие - взаимообучение. Обучающиеся готовятся по четырем - шести вопросам семинарского занятия или практического занятия. Но каждый из них особенно тщательно изучает один из вопросов. На занятиях обучающиеся рассаживаются по парам. По знаку преподавателя они должны пересказать друг другу содержание, обсудить спорные моменты, прийти к общему мнению.
Затем обучающиеся сдвигаются на одно место, например, 4-й обучающийся занимает место 2-го, 6-й - место 4-го и т. д. За полный круг все обучающиеся могут обменяться мнениями по всем вопросам.
Семинарское занятие - игра «микропреподавание». Суть метода - осуществить «проигрывание» выступлений обучающихся по отдельным проблемам. До занятия они получают задания по подготовке теоретических выступлений с указанием необходимости не просто изложить содержание, но и применить в ходе выступления определенные приемы активизации внимания и мыслительной деятельности обучающихся, играющих роль аудитории. После выступлений, которые длятся не более 15-20 минут, идет их детальный анализ.
Эффективность занятия значительно повышается, если осуществить видеозапись с ее последующим воспроизведением.
Семинарское занятие - «чистая страница». В ходе семинарского занятия каждый обучающийся на листе бумаги с указанием своей фамилии должен сформулировать вопросы, замечания и дополнения к выступлениям докладчиков. Обучающийся, сдавший преподавателю незаполненный лист, считается неподготовленным к занятию и обязан сдать эту тему преподавателю персонально.
Семинарское занятие - брифинг. Это занятие отличается от других тем, что позволяет максимально активизировать обучающихся как в процессе подготовки к семинарскому занятию, так и на самом занятии.
Формулируется задание по первому вопросу и приглашается одна из подгрупп для ответа. Обучающиеся не знают заранее, на какой вопрос им придется отвечать, и поэтому готовятся к ответу на каждый из этих вопросов (состав подгрупп меняется на каждом занятии). После того, как каждый член подгруппы выступит, начинается обсуждение - дополнения, уточнения, вопросы друг другу. Когда участники подгруппы полностью высказались, в разговор включается вся аудитория. Наконец, преподаватель подводит итог и приглашает для ответа на следующий вопрос другую подгруппу.
«Семинарское занятие - оратор». Порядок проведения занятия следующий. Обучающемуся ставятся условия: первое - выступать свободно, без текста и плана; второе - время выступления составляет 3 минуты (но с каждым занятием время увеличивается - 5, 7, 10 минут), говорить убедительно, логически стройно; третье - во время выступления обязательно наблюдать за реакцией 2-3 человек, сидящих в разных местах аудитории, и в зависимости от их реакции корректировать речь, добиваясь большей эффективности. Затем выступающему предлагается проанализировать свои действия: сказать, за кем он наблюдал, какие сигналы обратной связи воспринял и как скорректировал по ним речь. Свои мнения высказывают сначала назначенные эксперты, а потом - желающие обучающиеся. Итоги подводит преподаватель.
«Снежный ком» − метод обучения межличностному общению в малых и больших группах, развитие коммуникативных умений и способностей. Методика проведения: индивидуальная работа – работа в парах − работа в малых группах – работа в больших группах.
Ток-шоу - дискуссия с большим числом участников. Смысл проведения ток-шоу не сводится к выработке единой точки зрения на обсуждаемую проблему. Его назначение − включить обучающихся в ситуацию нравственного выбора путей соотнесения своих ценностных установок с суждениями других, с общепринятыми нравственными требованиями. При подготовке важно определить способ постановки проблемы: рассказ человека в маске («история маски»); демонстрация фрагмента кино или видеофильма; прочтение ситуации из книги, журнальной или газетной статьи; инсценировка ситуации. Заранее необходимо выбрать ведущего ток-шоу, выработать правила ведения дискуссии.
Тренинг отдельного навыка - цель использования ролевых игр. Основными участниками ролевой игры являются обучающиеся, для исполнения отдельных ролей (клиентов, сторон в суде, обвиняемых, потерпевших) могут быть приглашены волонтеры - обучающиеся младших курсов, преподаватели, практикующие юристы, а также граждане, вовлеченные в реальную ситуацию, на основе которой разработаны материалы для ролевой игры. Серьезный тренинг отдельного навыка предполагает участие в серии ролевых игр (с изменяющимися фабулами, поведением персонажей, с постепенным усложнением задач). Каждый обучающийся должен много раз выступить и в качестве активного участника, и в качестве наблюдателя, и в качестве комментатора.
Тренинг комплекса навыков - для него подходят продолжительные ролевые игры, например в форме учебного судебного процесса. При подготовке к игре и распределении ролей можно определить для каждого, какие именно навыки должны быть отработаны в первую очередь (например, для одного - составление возражения против иска, для другого - проведение допроса свидетеля противоположной стороны, для третьего - выступление в прениях, для четвертого - составление кассационной жалобы и т. д.).
Упражнение – планомерно организованное, повторяющееся выполнение какого-либо действия с целью его освоения, закрепления, совершенствования. Эффективность этого метода зависит от знания теоретических основ предмета и сознательного их применения, а также от умения опираться на определенные правила выполнения упражнений. Применяются индивидуальные и групповые упражнения; устные, письменные, трудовые, физические, на тренажерах и обучающих машинах.
«Цепочка слов» - блиц-игра. Участникам игры необходимо объединить общим термином перечисляемые преподавателем слова.
Например:
императивная – диспозитивная (норма);
полная – неполная - ограниченная (дееспособность);
возмездный – безвозмездный (договор).
«Шесть шляп» В основе метода Эдварда де Боно находится концепция параллельного мышления, при которой разные подходы, мнения и идеи сосуществуют, а не противопоставляются. Метод «6 шляп» позволяет рассмотреть задачу, проблему или ситуацию под разными плоскостями, с разных точек зрения. Процесс мышления разделяется на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.
Надевая шляпу белого цвета, необходимо концентрироваться на всех данных, которые имеются: это факты и числа. Также нужно подумать о недостающей информации и способах восполнения возможных пробелов. Красная шляпа – это шляпа эмоций. Пребывая в этом режиме, можно поддаться эмоциям, поделиться своими переживаниями, страхами, радостью. Негативные эмоции наравне с позитивными играют свою роль в принятии нужного решения. Желтая шляпа подразумевает только позитивный настрой. Надевая ее, необходимо определить положительные аспекты каждого из решений или идей. Если обсуждаемый вариант, казалось бы, не сулит ничего хорошего, важно проработать скрытые выгодные ресурсы. Полной противоположностью желтой шляпе является черная. Здесь уже надо задуматься над скрытыми угрозами, таящимися в каждом решении. Будет несложно представить себя пессимистом, ведь в каждом решении всегда присутствует негативная сторона. Зеленая шляпа означает полет фантазии и креативность. Смелые идеи, совершенствование уже имеющихся наработок, подсматривание методов у оппонентов, мозговой штурм – все это имеет место быть в режиме "зеленой шляпы". Синяя шляпа – это шляпа продумывания реализации выбранной идеи, воплощение ее в реальность. Не надо больше думать над преимуществами и недостатками, лишь воплощать в жизнь обдуманное решение.
Возможные варианты реализации метода «6 шляп»
Вариант 1. Участвует один или несколько человек
1. Сформулировать задачу, проблему. 2. Последовательно рассмотреть задачу с разных позиций. Каждая позиция обозначена цветом шляпы. Пробуйте применять разные последовательности использования шляп. Если в обсуждении участвуют несколько человек, пусть каждый попробует примерить разные шляпы. 3. Подвести итог проделанной работы.
Вариант 2. Участвуют несколько человек
В этом случае каждому участнику достается своя шляпа или набор шляп. Желательно, чтобы тип шляпы не соответствовал характеру человека.
Эвристическая беседа - устный словесный вопросно-ответный метод активного обучения, основанный на активизации фоновых знаний обучающихся, обучении их анализу различных явлений, самостоятельному принятию решений, развитии находчивости, интуиции, логики.
Технология эвристической беседы состоит в том, что преподаватель путём постановки перед обучающимися вопросов и совместных с ними рассуждений подводит обучающихся к определенным выводам, составляющим суть изучаемого учебного материала.
Основной инструмент эвристической беседы – эвристические вопросы. Они должны быть такими, чтобы обучающиеся применяли для ответа логическое мышление, сравнивали, делали предположения, выводы, привлекали свой профессиональный, учебный и жизненный опыт. Эвристический вопрос – это вопрос, на который обучающийся не может найти готового ответа в учебной литературе.
Типы вопросов эвристической беседы
№ |
Тип вопроса |
Речевые модели |
1. |
На обобщение, выделение важного, основного, наиболее существенного |
Назовите главные признаки… Какой… можно назвать (считать) основным (самым важным)? |
2. |
Прогностические – с целью сделать предположение о следствиях и последствиях |
Что будет, если… Представьте, что… Каково будет следствие? Каковы будут последствия… |
3. |
На сравнение явлений, фактов |
Сравните два …. Сравните процессы… Какой … удобнее (более результативен; экономичен, точен, справедлив)? |
4. |
На доказательство, приведение доводов «за» и «против», выражение собственного мнения |
Докажите, что… Приведите доводы «за» и «против»… Почему… Аргументируйте. Можно ли взглянуть на проблему с другой стороны? |
5. |
На формулировку выводов, понятий, собственных суждений и т. п. |
Сделайте вывод о… Попытайтесь сформулировать определение… (если его нет в учебнике) Выскажите своё мнение о… |
6. |
На применение полученных знаний в практической деятельности |
Когда вы будете работать на практике, как вы сможете использовать… В какой области… Какие навыки… |
7. |
Диагностические – на поиск причин |
Почему… Назовите причины… По какой причине нарушаются данные законодательные нормы? |
8. |
На установление межпредметных связей |
Знания по какому предмету… С какими дисциплинами связана данная тема? Какие знания по истории (правоведению, философии)… |
9. |
На уточнение |
Может быть, вы приведёте пример? Может быть, вы уточните свою мысль? Можете ли вы назвать другой способ…?
|
10. |
Вопросы о вопросах |
Почему это вопрос важен? Легко или сложно ответить на этот вопрос? Почему? |